Основы изобразительной грамоты и рисование
Программа предмета «Основы изобразительной грамоты и рисование» построена таким образом, что, начиная с 1-го года обучения, в основу работы положено воспитание у учащихся способности не просто копировать действительность, а выражать свое отношение к ней, и к концу обучения школьник умеет создавать художественный образ, добиваясь выразительности и цельности композиционного решения. Решение учебных задач происходит за счет рисования по воображению, по представлению, по памяти; меньше времени уделяется рисованию с натуры, поэтому в 1-ом и 2-ом классах много заданий сказочно-фантастического содержания, что, несомненно, увлекает детей младшего возраста. Большинство заданий опирается на простые и доступные образы в сознании ребенка, которые можно развивать и обогащать смысловой нагрузкой. Предмет изучается с 1-3 класс |
Прикладное творчество
Программа учебного предмета «Прикладное творчество» направлена на создание условий для познания обучающимися приемов работы в различных материалах и техниках, на выявление и развитие потенциальных творческих способностей каждого ребенка, на формирование основ целостного восприятия эстетической культуры через пробуждение интереса к национальной культуре.
В заданиях, связанных с изобразительной деятельностью, дети, на протяжении всего курса обучения, учатся организовать композиционную плоскость, сообразуясь с композиционным центром формата, учатся обращать внимание на выразительность пятна, линии, образность цвета. Знакомясь с различными техниками и видами декоративного творчества, они узнают о его многообразии, учатся создавать своими руками предметы, в которые вкладывают свои знания об окружающем мире и фантазию. Знакомство с традиционными видами ремесел также играет важную роль в передаче традиций из поколения в поколение. Предмет изучается с 1-3 класс |
Лепка
Учебный предмет «Лепка» дает возможность расширить и дополнить образование детей в области изобразительного искусства. Программа ориентирована не только на формирование знаний, умений, навыков в области художественного творчества и развитие эстетического вкуса, но и на создание оригинальных произведений, отражающих творческую индивидуальность, представления детей об окружающем мире.«Лепка» и другие предметы обязательной части ДПОП «Живопись» в области изобразительного искусства («Основы изобразительной грамоты», «Прикладное творчество») — взаимосвязаны, дополняют и обогащают друг друга.
Предмет изучается с 1-3 класс |
Рисунок
Рисунок — основа изобразительного искусства, всех его видов. В системе художественного образования рисунок является основополагающим учебным предметом. В образовательном процессе учебные предметы «Рисунок», «Живопись» и «Композиция станковая» дополняют друг друга, изучаются взаимосвязано, что способствует целостному восприятию предметного мира обучающимися. На уроках рисунка учащиеся знакомятся с понятием трёхмерной формы и приёмами её изображения на плоскости, познают возможности и особенности тонального и живописного рисунка, изучают средства достижения иллюзии материальности предметов. Работая с натуры, дети учатся передавать пропорции предметов, использовать законы линейной и воздушной перспективы, законы светового контраста.
Наряду с натюрмортами учащиеся осваивают основные законы изображения головы и фигуры человека, рисуют интерьеры, закрепляя навыки изображения большого пространства по законам линейной и воздушной перспективы. В программу входит обязательное выполнение набросков, которые помогают учащимся при работе над композициями. Работы выполняются разнообразными материалами: карандашом, ретушью, углём, сангиной, пером и тушью. Предмет изучается с 4-8 класс |
Живопись
Станковая композиция
Предмет «Композиция» в детской художественной школе является важнейшим предметом, формирующим образное мышление ребенка, навыки творческого переосмысления действительности. Развитие композиционного мышления у ребенка происходит постепенно: от фантазийных работ и эмоционального восприятия на начальном этапе обучения к композициям, к работам, основанным на самостоятельном сборе и изучении натурного материала, от интуиции к анализу, логическим принципам построения композиции. Предмет «Композиция» является центром учебного процесса, объединяющим дисциплины учебного плана по изобразительному искусству в образовательную программу, направленную на формирование и развитие творческой личности. В процессе работы над композицией формируется активная творческая личность. Здесь ребёнок учится нестандартно мыслить, искать наилучшее решение поставленной задачи. Учащийся пытается выразить своё понимание заданной темы. Фантазия и природные способности находят самые неожиданные воплощения в рисунках учащихся. Темы композиционных заданий нередко бывают продиктованы различными конкурсами — городскими, всероссийскими, международными. Такие работы особенно интересны учащимся. Предмет изучается с 4-8 класс |
Цветоведение
Дисциплина «Цветоведение» выполняет различные функции в общем учебном процессе. Она, прежде всего, продолжает, развивает и углубляет первоначальные знания и навыки работы с цветом, его многообразием,особенностями смешения оттенков,взаимодействия цветов, поиска и составление собственной палитры.Цвет – одно из основных художественных средств формообразования. Знания о предмете, навыки решения специфических заданий по цветоведению, умение вести эскизный поиск в цвете, занимают важное место в профессиональной подготовке учащихся. В программе чередуются задания предметного, сюжетного, декоративного рисования, выстраивается их последовательность по принципу нарастания степени сложности поставленных задач. В каждом задании детям ставиться только одна изобразительная задача. В каждой последующей работе дети используют все приобретенные ранее знания, умения и навыки.
Предмет изучается с 1-3 класс |
Основы дизайн-проектирования
Дизайн – это особая сфера изобразительного искусства, которая проектирует, создает, усовершенствует предметное окружение человека «от иголки до самолета», улучшает качество жизни. Дизайн сегодня стал одним из символов современной цивилизации. Включение в программу обучения дисциплины «Основы дизайн-проектирования» необходимо и для профессиональной ориентации учащихся, и для более осознанного выбора профессии, и для формирования у школьников особого стиля мышления (дизайнерского мышления), для которого характерно понимание основных критериев гармонической вещи, чувство стиля, эстетическое отношение к миру вещей. Композиция станковая, декоративная и дизайн имеют свой образный язык. Освоение этого языка дает возможность увидеть и понять красоту окружающего мира, красоту повседневных предметов быта, помогает сделать жизнь более привлекательной и праздничной,функциональной и эргономичной.
Предмет изучается с 4-8 класс |
Прикладная композиция
Разнообразие произведений декоративно-прикладного искусства, с которыми знакомятся учащиеся в процессе учебы, развивают у них эстетическое отношение к действительности.На уроках по декоративно-прикладному искусству учащиеся должны усвоить зависимость создаваемого ими образа от материала, его физических качеств и особенностей. Занятия прикладной композицией вызывают желание творить чудеса своими руками. Знакомясь с народными традициями декоративно-прикладного искусства, дети учатся понимать красоту окружающего мира. На уроках учащиеся увлечённо занимаются батиком, коллажем, росписью по керамике, создают эскизы костюмов, делают кукол. Перед Новым годом дети придумывают и мастерят себе маски и шляпы,создают украшения для Новогодней елки. Лучшими прикладными работами украшаются интерьеры школы.
Предмет изучается с 4-8 класс |
Беседы об искусстве
Программа учебного предмета «Беседы об искусстве» подразумевает развитие ребенка через первоначальную концентрацию внимания на выразительных возможностях искусства, через понимание взаимоотношений искусства с окружающей действительностью, понимание искусства в тесной связи с общими представлениями людей о гармонии.
Темы заданий программы «Беседы об искусстве» продуманы с учетом возрастных возможностей детей и согласно минимуму требований к уровню подготовки обучающихся данного возраста. В работе с младшими школьниками урок необходимо строить разнообразно. Беседы следует чередовать с просмотром сюжетов, фильмов, обсуждением репродукций, прослушиванием музыки, посещением выставочных пространств, музеев, практической работой. Предмет изучается с 1-3 класс |
История изобразительного искусства
Пленэр